Друзья сайта

Сегодня день рождения Поздравляем!




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0








                                       


Суббота, 18-Мая-2024, 19.04


Приветствую Вас Гость | RSS






"...Ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них."
                                                                                               (Евангелие по Матфею Гл. 18 стих 20)


                                                                                            КНИГИ / СТАТЬИ / СОФТ

Главная » Файлы » Статьи о христианской вере

Проповедник чистого Евангелия Джон Уиклиф.
[ ] 06-Октября-2008, 00.55

ДЖОН     УИКЛИФ.

            Бывают эпохи глубокой тоски по Богу, как мы видим это в наше время. В конце XIV  -  начале XV века она выражалась в том, что родник Евангелия пробивался сквозь толстые слои … нет, не атеизма, но нагромождений церковного формализма.

            Англичанин Джон Уиклиф (1320 – 1384) – это проповедник Евангелия, автор многочисленных трудов по евангельскому богословию, переводчик Евангелия на английский язык. Его труды стали всемирно известными, они подготовили и Яна Гуса, и Мартина Лютера. Он был предшественником РЕФОРМАЦИИ за 150 лет до нее.

            Он учился и проповедовал в Оксфордовском университете, а впоследствии стал его ректором. Джон Уиклиф обладал живым умом и глубоко интересовался естествознанием и философией, математикой и истории, но больше всего – Священным Писанием. В сорок лет он уже священник и богослов, в сорок пять – ректор богословского колледжа в Кентербери, а в пятьдесят лет он появляется на общественной сцене как реформатор.

            Откуда взялись его убеждения. Скорее всего из самого Священного Писания? Они развивались медленно и незаметно для окружающих. Сама неспешность развития свидетельствовала о его глубине. Он, можно сказать, укоренялся в Писании, и настал день, когда он увидел, что вся вера, вся практика католической церкви противоречит учению Христа и апостолов. Начать с того, что церковь должна быть бедной, как в дни апостолов, а не разжиревшей империей, поработившей себе все народы, и у нее должен простой и бедный пастырь. Далее церковь – это совокупность всех верующих, а не иерархия, отделяющая себя от остальных верующих. Главой церкви является вовсе не папа, а Христос. А богослов должен быть пророком Божьим, а не схоластом-формалистом.

            Бог дал ему возможность говорить и расположил сердца людей к нему, приготовил их сердца к слышанию: Уиклиф использовал кафедру и листовки, трактаты, духовные проповедования, он оставил после себя богатейшее наследие духовной литературы; весь Лондон пришел в движение, разные церкви, где он проповедовал, были переполнены знатными и простыми лондонцами. В 1376 году, через год после начала его общественной деятельности, состоялось заседание парламента, который под влиянием его идей принял новые законы о церкви и государстве, и за это данный парламент вошел в историю под названием «Доброго парламента».

            Уиклиф выступил против монашества и монастырей, как пристанища самых пагубных пороков. Почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд!

            Уиклиф имел возможность беспрепятственно проповедовать свои взгляды всего около двух лет. Затем пришли в движение и его враги: папа слал проклятия Оксфордовскому университету и Епископу Англии за то, что они просмотрели опасного еретика. Тогда епископ призвал к себе Уиклифа для ответа. Но его сопровождало много друзей, и в церкви, где Уиклиф должен был держать ответ, собралась большая толпа. Ожесточенный спор завязался между епископом и друзьями Уиклифа, так что до процесса дело не дошло. Один из его друзей, Джон Гонт, герцог Ланкастерский, заявил, что сумеет расправиться с духовенством Англии, если Уиклифу нанесут хоть какой-то ущерб. Именно тогда возникла злоба и ненависть духовенства против Уиклифа и, как вследствие этого, - клевета. Папа Григорий XI направил против Уиклифа пять булл – епископу, королю, университету, заявляя, что 18 тезисов Уиклифа опасны для государства и церкви. Невольно вспоминая стихи Евангелия от Иоанна 11:48, относящиеся к Христу: «Оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют местом нашим и народом».

            Но для широкой реформаторской деятельности Уиклифа все еще открыта дверь. Он имеет поддержку, помощь, поощрение друзей и покровителей. Он утверждает библейские идеи, превосходящие как его время, так и вообще жизнь этого мира, утверждая «владычества по благодати»:

Ø  Право властвовать зависит от истинности правления.

Ø  Не надо платить налогов плохим управителям хоть в церкви, хоть в государстве.

Ø  Папу можно исправить и даже обвинять, как и любого другого человека.

Его слушали с упоением. Слушал простой народ и спрашивал: «Когда Адам копал, а Ева пряла, где был хозяин?» Слушали купцы: ведь папа вывозит золота в пять раз больше, чем доход короля, и вывозит он его во Францию, где в то время находился папский престол, а Англия воевала с Францией. Слушали аристократы: церковь владела третьей частью всей земли Англии. Кроме того, все начинали понимать, что религия в Библии совсем другая, чем в церкви.

            Уиклиф понял, что Библия должна быть всенародной книгой, и начал перевод на английский язык Нового Завета, а его друг – Николай Герфорский – перевод Ветхого Завета. 1380 год – год издания английского перевода – стал вехой в истории человечества. Всех последователей Уиклифа стали звать «библейскими людьми». Многие из них стали странствующими проповедниками, которые повесили идеи Уиклифа по всей Англии. Это было так необычно и так шло вразрез с существующими представлениями о том, каким должен быть священник, что их прозвали лолларды, то есть «болтуны». Однако так эти называемые «болтуны» говорили истину, несли народу Живое Божье Слово.

            В последний период своей жизни Уиклиф в корне подрывает догматическую сторону католического учения. Вспомним, что он начал свою критику католичества с видимы его «плодов»: он осуждал папство за развращенность и стяжательство (1375). А в 1378 году он обратился к учению католической церкви и отверг учение о таинствах пресуществования и соборования, отверг монашество и индульгенции, отверг поклонение святым и исповедь перед исповедником и пришел к выводу, что папа – это прообраз  Антихрист.

            Здесь нужно остановиться, чтобы понять – насколько серьезна была эта критика для самого существования Священной Римской империи. Вся ее власть зиждилась на том, что в руках церкви находятся ключи спасения – не ключи разумения Писания, а ключи таинства, якобы обеспечивающие спасение людей. Согласно учению католической церкви, при преломлении хлеба и произнесении известной формулы хлеб превращается в плоть, а вино – в кровь Иисуса Христа, и поэтому учение о пресуществовании (о превращении) – это учение о спасении. Преподавать это «таинство», так же, как и «таинство» соборования или миропомазания перед смертью, знаменующее прощение прощение грехов, могут только специально для этого рукоположенные священники, то есть иерархия вырастает из учения о «таинствах» В своих трактатах и духовных произведениях, таких как  «Об истинности Священного Писания» и «Триалог», в котором ведет беседу истина, Ложь и Богословие, Уиклиф наметил все черты РЕФОРМАЦИИ задолго до ее прихода. Он развил учение о церкви. Уиклиф был сторонником пресвитерианской системы, когда простой и бедный пастырь проповедует и пасет своих овец. Он учил о предопределении – это тема, которую в последствии разовьет Жан Кальвин. Многие его идеи кристаллизовались в процессе перевода Нового Завета, истины которого он утверждал, глубоко при этом принимая дух оригинала.

            Когда Уиклиф обнародовал в 1382 году 12 тезисов о хлебопреломлении (в противовес католическому пониманию «пресуществления») и евангельском взгляде на эту заповедь Христа («Цель таинства, - говорил он, - присутствие Христа в душе»), то это вызвало новую бурю негодования среди духовенства. Но Уиклиф не дрогнул, его убеждения были слишком глубоки. Он продолжал смело и решительно нести в народ свои тезисы, приобретая новых друзей и сторонников. Духовенство требует его отречения, но король и парламент на его стороне.

            В этом же 1382 году произошла катастрофа: Уиклифа разбил паралич. И в это же время в Англии началась крестьянская война или так называемое восстание лоллардов. После этого восстания и правительство, и дворянство не только отвернулись от Уиклифа, но пошли против него, осудили «новое учение», объявили его еретиком, и ему готовился ужасный конец, если бы он не умер своей смертью в 1384 году, испытав второй удар, случившийся с ним в церкви во время служения. Это была славная жизнь и славная смерть … Спустя тридцать лет его прах был извлечен из земли и сожжен по одному приговору с Яном Гусом, вынесенному на Констанцком соборе в 1415 году, и развеян в реке. Ян Гус так любил Уиклифа, что выразил желание, чтобы его душа могла проводить вечность вместе с Джоном Уиклифом. (Стр.10-15).

 

М.С. Каретникова «Протестантизм». Библия для всех. СПб. 1995-109 стр.

Категория: Статьи о христианской вере | Добавил: Чайка2 | Автор: Каретникова Марина Сергеевна
Просмотров: 1754 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024