ДЖОН УИКЛИФ.
Бывают эпохи глубокой тоски по Богу,
как мы видим это в наше время. В конце XIV - начале XV века она выражалась в том, что родник Евангелия пробивался
сквозь толстые слои … нет, не атеизма, но нагромождений церковного формализма.
Англичанин Джон Уиклиф (1320 – 1384)
– это проповедник Евангелия, автор многочисленных трудов по евангельскому
богословию, переводчик Евангелия на английский язык. Его труды стали всемирно
известными, они подготовили и Яна Гуса, и Мартина Лютера. Он был предшественником
РЕФОРМАЦИИ за 150 лет до нее.
Он учился и проповедовал в
Оксфордовском университете, а впоследствии стал его ректором. Джон Уиклиф
обладал живым умом и глубоко интересовался естествознанием и философией,
математикой и истории, но больше всего – Священным Писанием. В сорок лет он уже
священник и богослов, в сорок пять – ректор богословского колледжа в
Кентербери, а в пятьдесят лет он появляется на общественной сцене как
реформатор.
Откуда взялись его убеждения. Скорее
всего из самого Священного Писания? Они развивались медленно и незаметно для
окружающих. Сама неспешность развития свидетельствовала о его глубине. Он,
можно сказать, укоренялся в Писании, и настал день, когда он увидел, что вся
вера, вся практика католической церкви противоречит учению Христа и апостолов.
Начать с того, что церковь должна быть бедной, как в дни апостолов, а не
разжиревшей империей, поработившей себе все народы, и у нее должен простой и
бедный пастырь. Далее церковь – это совокупность всех верующих, а не иерархия, отделяющая
себя от остальных верующих. Главой церкви является вовсе не папа, а Христос. А
богослов должен быть пророком Божьим, а не схоластом-формалистом.
Бог дал ему возможность говорить и
расположил сердца людей к нему, приготовил их сердца к слышанию: Уиклиф
использовал кафедру и листовки, трактаты, духовные проповедования, он оставил
после себя богатейшее наследие духовной литературы; весь Лондон пришел в
движение, разные церкви, где он проповедовал, были переполнены знатными и
простыми лондонцами. В 1376 году, через год после начала его общественной
деятельности, состоялось заседание парламента, который под влиянием его идей
принял новые законы о церкви и государстве, и за это данный парламент вошел в
историю под названием «Доброго парламента».
Уиклиф выступил против монашества и
монастырей, как пристанища самых пагубных пороков. Почти повсюду в Англии люди
перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд!
Уиклиф имел возможность беспрепятственно
проповедовать свои взгляды всего около двух лет. Затем пришли в движение и его
враги: папа слал проклятия Оксфордовскому университету и Епископу Англии за то,
что они просмотрели опасного еретика. Тогда епископ призвал к себе Уиклифа для
ответа. Но его сопровождало много друзей, и в церкви, где Уиклиф должен был
держать ответ, собралась большая толпа. Ожесточенный спор завязался между
епископом и друзьями Уиклифа, так что до процесса дело не дошло. Один из его
друзей, Джон Гонт, герцог Ланкастерский, заявил, что сумеет расправиться с
духовенством Англии, если Уиклифу нанесут хоть какой-то ущерб. Именно тогда
возникла злоба и ненависть духовенства против Уиклифа и, как вследствие этого,
- клевета. Папа Григорий XI
направил против Уиклифа пять булл – епископу, королю, университету, заявляя,
что 18 тезисов Уиклифа опасны для государства и церкви. Невольно вспоминая
стихи Евангелия от Иоанна 11:48, относящиеся к Христу: «Оставим Его так, то все
уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют местом нашим и народом».
Но для широкой реформаторской деятельности
Уиклифа все еще открыта дверь. Он имеет поддержку, помощь, поощрение друзей и
покровителей. Он утверждает библейские идеи, превосходящие как его время, так и
вообще жизнь этого мира, утверждая «владычества по благодати»:
Ø
Право властвовать зависит от истинности
правления.
Ø
Не надо платить налогов плохим управителям хоть
в церкви, хоть в государстве.
Ø
Папу можно исправить и даже обвинять, как и
любого другого человека.
Его слушали с
упоением. Слушал простой народ и спрашивал: «Когда Адам копал, а Ева пряла, где
был хозяин?» Слушали купцы: ведь папа вывозит золота в пять раз больше, чем
доход короля, и вывозит он его во Францию, где в то время находился папский
престол, а Англия воевала с Францией. Слушали аристократы: церковь владела
третьей частью всей земли Англии. Кроме того, все начинали понимать, что
религия в Библии совсем другая, чем в церкви.
Уиклиф понял, что Библия должна быть
всенародной книгой, и начал перевод на английский язык Нового Завета, а его
друг – Николай Герфорский – перевод Ветхого Завета. 1380 год – год издания
английского перевода – стал вехой в истории человечества. Всех последователей
Уиклифа стали звать «библейскими людьми». Многие из них стали странствующими
проповедниками, которые повесили идеи Уиклифа по всей Англии. Это было так
необычно и так шло вразрез с существующими представлениями о том, каким должен
быть священник, что их прозвали лолларды, то есть «болтуны». Однако так эти
называемые «болтуны» говорили истину, несли народу Живое Божье Слово.
В последний период своей жизни
Уиклиф в корне подрывает догматическую сторону католического учения. Вспомним,
что он начал свою критику католичества с видимы его «плодов»: он осуждал
папство за развращенность и стяжательство (1375). А в 1378 году он обратился к
учению католической церкви и отверг учение о таинствах пресуществования и
соборования, отверг монашество и индульгенции, отверг поклонение святым и
исповедь перед исповедником и пришел к выводу, что папа – это прообраз Антихрист.
Здесь нужно остановиться, чтобы
понять – насколько серьезна была эта критика для самого существования Священной
Римской империи. Вся ее власть зиждилась на том, что в руках церкви находятся
ключи спасения – не ключи разумения Писания, а ключи таинства, якобы
обеспечивающие спасение людей. Согласно учению католической церкви, при преломлении
хлеба и произнесении известной формулы хлеб превращается в плоть, а вино – в кровь
Иисуса Христа, и поэтому учение о пресуществовании (о превращении) – это учение
о спасении. Преподавать это «таинство», так же, как и «таинство» соборования
или миропомазания перед смертью, знаменующее прощение прощение грехов, могут
только специально для этого рукоположенные священники, то есть иерархия
вырастает из учения о «таинствах» В своих трактатах и духовных произведениях,
таких как «Об истинности Священного
Писания» и «Триалог», в котором ведет беседу истина, Ложь и Богословие, Уиклиф
наметил все черты РЕФОРМАЦИИ задолго до ее прихода. Он развил учение о церкви.
Уиклиф был сторонником пресвитерианской системы, когда простой и бедный пастырь
проповедует и пасет своих овец. Он учил о предопределении – это тема, которую в
последствии разовьет Жан Кальвин. Многие его идеи кристаллизовались в процессе
перевода Нового Завета, истины которого он утверждал, глубоко при этом принимая
дух оригинала.
Когда Уиклиф обнародовал в 1382 году
12 тезисов о хлебопреломлении (в противовес католическому пониманию
«пресуществления») и евангельском взгляде на эту заповедь Христа («Цель таинства,
- говорил он, - присутствие Христа в душе»), то это вызвало новую бурю
негодования среди духовенства. Но Уиклиф не дрогнул, его убеждения были слишком
глубоки. Он продолжал смело и решительно нести в народ свои тезисы, приобретая
новых друзей и сторонников. Духовенство требует его отречения, но король и
парламент на его стороне.
В этом же 1382 году произошла
катастрофа: Уиклифа разбил паралич. И в это же время в Англии началась
крестьянская война или так называемое восстание лоллардов. После этого
восстания и правительство, и дворянство не только отвернулись от Уиклифа, но
пошли против него, осудили «новое учение», объявили его еретиком, и ему
готовился ужасный конец, если бы он не умер своей смертью в 1384 году, испытав
второй удар, случившийся с ним в церкви во время служения. Это была славная
жизнь и славная смерть … Спустя тридцать лет его прах был извлечен из земли и
сожжен по одному приговору с Яном Гусом, вынесенному на Констанцком соборе в
1415 году, и развеян в реке. Ян Гус так любил Уиклифа, что выразил желание,
чтобы его душа могла проводить вечность вместе с Джоном Уиклифом. (Стр.10-15).
М.С.
Каретникова «Протестантизм». Библия для всех. СПб. 1995-109 стр.
|