Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с
иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет,священная книга как иудеев, так и христиан
(Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для
них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской
общине эссенов свидетельствуют также найденные в 1947 г. свитки в районе
Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных
христиан прослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителя
праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности
человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.
Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях
Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических
факторов.
Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую
неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился
антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами
и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися
всадниками.
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,
не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не
позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения.
Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу
утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через
познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда
искупить все человеческие грехи и пороки.